Традиции и культура хакасов

1050365_59437nothumb500 Традиционная культура

Хакасский народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе. «Современные хакасы представлены южно-сибирскими и урало-алтайскими антропологическими типами смешанной монголоидно-европеоидной рассы. В линвистической классификации хакасский язык относится к группе тюркских языков» (Л.А. Никольская.)

Хакасы — древний и в тоже время молодой тюркоязычный народ, проживающий в Хакасии с давних времен. В своем современном составе он сформировался уже после вхождения Хакасии в состав Российского государства в начале XVIII века. История, насчитывает целое тысячелетие, в котором были и невероятные взлеты, когда этому государству подчинялись обширные просторы от Иртыша до Байкала, и горесть утрат и упадка после набегов многочисленных центральноазиатских завоевателей. Героическая, насыщенная событиями и в тоже время трагическая история предков хакасского народа во многом отразилась на их традиционной культуре. Это придало ей особый неповторимый колорит. В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом, корни которого уходят в дотюркскую эпоху.

375-1 Немалую роль в формировании самобытной культуры сыграла благодатная природа Хакасии. Она также разнообразна и многолика, как окружающий ее ландшафт.К настоящему времени многие стороны традиционной культуры Хакасии хорошо изучены. Стараниями многих ученых собран огромный этнографический материал. Исследованием хакасской этнографии занимались Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, В.В. Радлов, Е.К. Яковлев, Н.Ф. Катанов, С.Д. Майнагашев, Л.П. Потапов, П.И. Каралькин , Ю.А. Шибаева, К.М. Патачаков. В последние десятилетия большую работу по изучению хакасской этнографии проводит В.Я. Бутанаев, которому удалось собрать и обобщить богатейший материал практически по всем сторонам жизни традиционного общества хакасов.

Драгоценное наследие: 

1. Поклонение природе. Воспитание бережного отношения:

Пищевые травы в жизни хакасов (Чабрец- богородская трава). Сбор даров природы и бережное отношение к лесным жителям (Истинный хакас никогда не соберет всю ягоду, орехи, грибы. Охотник оставит детенышей для потомства Рыбак отпустит мальков.)

2. Уважение к старшим, забота о младших:

«Старшим место уступай, младшим помощь подавай» «Ветки молодыми гнут, а детей воспитывают пока растут» «Какая лошадь будет видно уже жеребенком, какой человек будет видно уже ребенком»

С уважением к старшим прививается трудолюбие и нравственные качества характера ребенка (во время посуду убрать, прекращение работы после заката солнца, закрывать воду, заправлять кровать, не злословить, внешний вид, отношение к скоту). Уважение к родовым традициям (имена) «Старших почитай – годы твои будут долги. Младших почитай – дни твои будут светлы». Наставления старших в детстве человек проносит через всю свою жизнь и передает своим детям. Вот почему нам дороги заповеди воспитания, пришедшие к нам от дальних предков. Уважительное отношение к своему роду, родовому древу, из поколения в поколение из уст в уста передавались легенды и предания о происхождении своего рода, о лучших людях рода. Имя ребенку давали из самых достойных из рода, напоминали что он носит легендарное имя и это вносило воспитательное значение.Сильным воспитательным фактором в семье хакасов всегда считался пример старших: «Чему научатся в гнезде, то и делают в полете». Н.Ф.Катанов говорил: «Начинайте изучать свой край со своего гнезда…».

3. Духовное наследие 

Раньше молились небу, горам, воде, священному дереву — березе. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины, шаманы и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных — изыхи. Изыху посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись. Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой. Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Шаман (по хак. — хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества —  они проводили обряды, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам души неродившихся детей, провожали душу умершего в иной мир.  Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен «тÿÿр» с колотушкой «орба» и шаманский костюм. Шаманы исполняли целый ряд функций — культовую, врачебную, предсказательную, помогали своими советами. Также они выполняли функцию сохранения и передачи народных знаний следующим поколениям. Шаманы совершали обряды, связанные со многими сторонами быта и деятельности людей. При камлании кололи белого барана, ставили в юрте белую березу и готовили молочную водку — араку. На столе на блюде клали свежесваренную баранину, пар от которой поднимался вверх и служил пищей для духов. Шаман приказывал своим духам точно исполнять его решения. Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди (по-хакаски кöрiгчi) могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось  в ином мире. Как национальная святыня хакасами почитается Борус — пятиглавая вершина на Западных Саянах, место зарождения шаманов.

4. Взаимопомощь. Мне хотелось бы остановиться на взаимопомощи хакасов друг другу даже по стихам Низами видно, что хакасы пережив трудное историческое время смогли выжить из-за того что они сохранили взаимопомощь в любых жизненных ситуациях: в радости, беде, строительстве юрт и др. Горе никогда никто не ждет. В хакасских обычаях при похоронах, поминках оказание помощи во всем: деньгами, продуктами, спиртным сильно помогает семье справиться с обрядами похорон и проведения поминок.

5. Разведение скота – основное историческое занятие хакасов.  Из истории мы знаем что тысячные стада коров и лошадей паслись на седых степях нашей земли испокон веков, когда случалось что из-за кормов животные слабели по хакасскому обычаю каждый походивший хакас должен был подать этому животному что-то из корма –«код1рткен мал». В день убоя скота на угощение приглашались все соседи. В первом казане варились самые лучшие куски мяса, называемые «урсун». Большим грехом считалось перерезать горло и убить ударом обуха топора в лоб, лошадей забивали ударом ножа в затылок, под первый шейный позвонок «чулумнеп». Поговорка «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Уход за скотом осуществлялся всей семьей от мала до стариков. Часто на свадьбах были пожелания «Чтобы в доме было много детей, а в стайке много скота».
Мÿчел — от мыши до кабана (Календарь)
Каждый народ создает свою систему летоисчисления, учета времени, времен года. В основе создания хакасского календаря выделяется три главных компонента: трудовая деятельность, связанная со скотоводством, поклонение окружающей природе и культ предков. По календарю осуществлялись хозяйственные работы, праздники, религиозные обряды. Хакасский календарь называется «мучел» (двенадцатилетний цикл) .
Наибольшую популярность у современных хакасов получили два праздника — Тун Пайрам и Чыл Пазы. Оба были возрождены в недавнее время: Тун Пайрам в 1980-х гг. , Чыл Пазы в 1990-х гг. В настоящее время они проводятся ежегодно и собирают тысячи людей.
Праздник встречи Нового года у многих народов считается одним из наиболее важных и любимых. Это символическое обозначение завершения старого и начала нового цикла Жизни. Чыл пазы переводится как «голова года» . В традиционном мировоззрении хакасов мы можем найти этому следующее объяснение: «Голова года развернулась, голова змеи изогнулась» . Это связано с тем, что змея у народов Саяно-Алтая была символом времени, свернувшегося в кольцом.

Каждый год в конце мая — начале июня, после перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун айран» . К празднику «первого айрана» готовились заранее: готовили молочные продукты, в первую очередь, айран, шили новую одежду. Первый айран и первая арака (молочная водка) считались лекарственными напитками. Праздник проводился на вершине горы.

Одежда

Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен. Не в последнюю очередь это связано с материалами, из которых изготавливалась одежда — шелк, парча, плис (черный бархат) , ценные меха. Уникальность ей придают орнамент, покрой и декор, которые находятся между собой в гармоничном сочетании. По одежде можно было судить о социальной принадлежности, семейном положении человека, принадлежности к служителям культов, мастерстве изготовителя одежды.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Полезная информация, традиции и культура с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Традиции и культура хакасов

  1. inna говорит:

    Добрый день, хотелось бы больше узнать например:о музыкальных инструментах-хакасских, про горловое пение, игра на чатхане; о диалекте хакасского языка, о хакасских национальных блюдах, о юрте ( дом хакасского народа )…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>